О студвесне, танцах и развитии танцевальной индустрии в Республике Коми рассказывает представитель конкурсной комиссии регионального этапа фестиваля Валерия Кавун.
Валерия Кавун — тренер-инструктор в спортивно-оздоровительной и фитнес-индустрии с многолетним стажем и с уникальной жизненной историей. Приносить радость людям с помощью танца – такова её главная цель. Валерия — автор многих танцевальных программ, организатор площадок для обучения фитнес-тренеров, руководитель школы танца. Её жизнь неразрывно связана с танцами.
— Валерия, расскажите о том, как вы начали танцевать? Почему вы выбрали именно танцы, а не, например, занятия спортом?
— Изначально был спорт. С четырёх лет я занималась художественной гимнастикой у ведущего руководителя Жанны Юрьевны Комлевой, потом мне пришлось покинуть спорт. Вскоре я увлеклась бальными танцами. С тех пор любовь к ним всегда со мной и помогает мне сейчас развиваться в других направлениях. Во время учёбы в Республиканском училище искусств, я стала заниматься фитнесом. Но танец всегда со мной. Когда мы начали ездить на международные конвенции, я поняла, что танец более приемлем для меня. В приоритете для меня было учить людей именно танцевальной культуре. На всех конвенциях я больше посещала танцевальные уроки: восточные танцы, стрип-пластику и многие другие направления.
— Когда танец стал неотъемлемой частью вашей жизни?
— После возвращения с конвенций я начала развивать искусство танца в нашей сыктывкарской фитнес-культуре, где были преимущественно силовые тренировки. Всё началось с восточного танца, дальше уже понеслось. Конечно, за 17 лет индустрия танца изменилась. Было много проектов, открытие танцевальных школ и много других крупных мероприятий. Но, к сожалению, не всё поддерживалось со стороны и развивалось. Потом был выезд заграницу, в Грецию, где я работала в шоу-балете. Это было некое перерождение. Через десять месяцев я вернулась домой и продолжила здесь воспитывать культуру танца, но уже с другой стороны. Европейские и восточные женщины более раскрепощённые, поэтому я сделала ставку на то, что мы очень зажаты. Мне захотелось научить наших женщин пластике и культуре танца. Танцами, особенно пластикой, стоит заниматься. Это сила, красота, умение владеть собой от и до, реальная грация! Поэтому я разработала свою собственную программу «Женщина-змея», которую я рекомендую для всех девушек.
— Как вы считаете, что вам даёт занятие танцами?
— Моя жизнь — танец. То, что меня спасло не один раз в жизни. Себя я отношу больше к тренеру, педагогу. Основная моя цель – научить, показать, как здорово посредством танца освободиться, научиться чувствовать своё тело и получить положительные эмоции и позитив от того, что ты учишься жить, жить со своим «Я». Только наше физическое состояние тела может дать нам уверенность. Сейчас — новые веяния в танцах. Мы развиваем новую культуру, тот же хип-хоп, который только стал зарождаться. Я взяла самые смелые новые направления работы: DanceHall и Twerk.
— Twerk – настолько неоднозначный стиль танца, что у общественности сложилось предвзятое отношение к нему. С чем это связано?
— На самом деле, всё — общественное мнение. У человека есть и рот, и нос, и ноги, и та же самая ягодица. Танцоров мы не делим по частям. Движения из twerka можно встретить везде: в латиноамериканских танцах, восточных танцах и том же хип-хопе. В России общественное мнение преподносит его как вызывающий танец. Я соглашусь, что он сексуальный, но опошлить мы можем всё. Танец бёдрами может спасти от многих болезней, которые появляются в результате малоподвижного образа жизни. Техника twerkа используется во всех танцевальных стилях. Мы же не ругаем определённые нации, которые в своих танцах обнажают тело. Почему этот стиль танца должны осуждать?
— Танцы — это хобби для вас или работа?
— Нельзя ответить однозначно. Это сочетание хобби, работы и жизни в целом. Когда-то было хобби, но в 14 лет я сказала сама себе, что это будет только работа. Я буду учить людей, открывать танцевальные школы, дарить людям радость с помощью танца. Для меня это всё – жизнь, работа, хобби, любовь. Моя эмоциональность, подача материала и полная самоотдача, заряжает других людей. Не бывает бывших танцоров. Даже бабушки, которые танцевали когда-то в детстве, всегда танцуют и остаются жизнерадостными и позитивными. Я очень хочу, чтобы каждая женщина попробовала себя в танцах, девушки особенно. Это развивает духовно. На дискотеках, где я бываю, трудно увидеть какую-то изюминку в танцевальных движениях девушек. Нужно учиться искусству танца.
— Вы участвовали во многих танцевальных конкурсах разного уровня. Какое ваше самое большое достижение?
— За свою жизнь я много где участвовала. Самая яркая встреча была с Мариленой Графакос, которая привила мне любовь к танцам, осознание, что эта профессия — жизнь. Я очень часто встречаюсь с известными людьми. Особенно запомнилось участие в международном проекте «Фитнес-Модель» с тренером Сашей Браун. Наверное, за последнее время самые сильные эмоции были связаны с осознанием, что единственное, что может спасти человека – это очень крепкое физическое тело. Я прошла определённый этап эмоционального выгорания, а у творческих людей он особенно тяжёлый. После чего стала заниматься силовыми занятиями, которые в дальнейшем привели к twerkу и другим направлениям.
— Как вы оцениваете проведение такого конкурса в Коми? Каким вы были судьёй?
— Я скажу, что все просто умнички. Работы у всех было много. Жалко, что увидели мало новых направлений, также мало яркости, определённой харизмы. Но, несмотря на определённый страх, все выложились на 100 %. Если будут больше выступать, будут ещё смелее, ярче, то отдача получится другая. Я не привыкла к образу судьи, мне хотелось выйти и танцевать на сцене со студентами.
Сложно что-то говорить о сегодняшнем конкурсе. Хотелось бы, чтобы «Студенческая весна» развивалась, чтобы зародилось новое зерно культуры, современной культуры XXI века. Конечно, хореография 60-70х в современной обработке — это здорово, но молодое поколение должно нести современную европейскую культуру танца. Я призываю молодых людей заниматься разными современными стилями, тот же хип-хоп, брейк-данс, уличные танцы, dancehall, которые очень популярны сейчас. Развивать культуру постановочной хореографии. Давайте объединяться и мотивировать на «движуху» молодёжь. Давайте помогать им в этом. В университете, например, было бы хорошо открыть уроки дефиле. Ведь манера красиво двигаться закладывается не только в танцевальной культуре, но и в умении красиво ходить, особенно на каблуках. Также хотелось бы больше поддержки от других студентов, чтобы они увидели, как это круто выступать на сцене. К сожалению, чего-то не хватило. Надо работать в направлении подъёма современных танцевальных стилей и в целом танцевальной культуры. Хочется больше конкурсов, танцевальных баттлов среди молодёжи — «движухи» и «прокачки» XXI века в Республике Коми.
— Можно ли научиться искусству танца с нуля, не занимаясь в детстве?
— Можно всё. Просто, не думая ни о чем, решились и пришли в зал. На основных занятиях учатся азам танца. Всё, как в школе, единственное, это всё же труд над собой, над своей болью, над своими недочётами. Но это необходимо. В самой трудной жизненной ситуации физическое состояние дарит необыкновенную силу для того, чтобы всё выдержать. Даже с той же сессией, когда девушка или парень заходит с осанкой и статностью, уверенно начинает сдавать экзамен, как ему не поставить пять? Танец всегда играет роль.
— И напоследок, что вы можете пожелать начинающим танцорам?
— Не бояться переступить через себя. Не обращать внимания ни на чьи советы. Решения принимать самим, начать заниматься и самое главное — не бросать. Развитие в танце — очень тяжёлый труд. Поэтому надо просто победить лень, сказать себе в зеркале «я самая- самая» или «я самый-самый», взять кроссовки, прийти в зал и начать заниматься.
Олеся СИНИЦКАЯ, участница фестиваля «Студенческая весна»
по направлению «Журналистика», номинация «Публикация»
Фото из личного архива героини
В Коми вновь пришла студенческая весна
Российская студенческая весна в Республике Коми
Студенческая весна в Коми: инфографика
Видеодневник Студвесны. День первый
СтудТВ: Выпуск новостей — 8.04.2016 Сюжет о студвесне.