О коммуникации в бизнесе, инструментах поддержки научной и инновационной деятельности и о российском экспорте говорили на семинаре в СГУ им. Питирима Сорокина. 23 мая состоялся семинар «Пути развития международной кооперации предприятий Республики Коми». Он прошел в рамках реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт». Организаторами стали наш университет и Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми.

Как отметили организаторы, этот семинар задуман с целью интенсификации развития предпринимательства в целом и международного сектора в частности. Мероприятие открыл первый проректор СГУ им. Питирима Сорокина Эмин Ягубов.

— Про предпринимательство, в том числе малое и среднее, сегодня говорят очень много. В наши дни уже создаются вузы предпринимательского типа, когда молодежь готовят к новой формации с предпринимательскими компетенциями, навыками. Теперь студенты после выхода из университета не ищут рабочие места, а сами их создают. Это очень важная для нашего региона перспектива. В этой области мы должны активно сотрудничать с нашими предпринимателями, — подчеркнул первый проректор Эмин Ягубов. — Кроме того, мы должны сломать некоторые стереотипы о предпринимателях. Предприниматель не спекулянт, который покупает и перепродает, это тот, кто создает ценности и приносит пользу обществу. Мне кажется, это наше будущее.

Открыл основную программу доклад первого вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Республики Коми Олега Абрамова. Он поднял важную тему коммуникации субъектов предпринимательства Республики Коми. По его мнению, сегодня в нашем регионе не хватает коммуникации между субъектами бизнеса: предприниматели закрывают информацию друг от друга. Такая закрытость и несогласованность действий становилась причиной срыва не одного проекта. Однако обратные случаи также имеют место даже в случае с абсолютными конкурентами:

— Приведу пример коммуникации в случае с топливными гранулами. Например, имеется производство пеллет. Когда в качестве сырья используется сосна, пеллеты получаются качественными, а когда, например, из другого региона идет ель, пеллеты рассыпаются. Когда по контракту идет брак, это разрушает всю предпринимательскую цепь. И тогда прямой конкурент может подставить плечо, чтобы то предприятие сохранило контракт. Пример такой коммуникации дает синергетический эффект. Никто ничего не вкладывает дополнительно, но итог получается положительный только за счет взаимопонимания и использования некоторых инструментов. К сожалению, подобные случаи можно пересчитать по пальцам.

Руководитель Балтийско-Евразийской Палаты Предпринимателей Сергей Кудрявцев рассказал о возможностях экспорта российских производств в страны Евросоюза.

— В Европе больше всего перспектив. Объемы товарооборота между Российской Федерацией и Европой самые большие, и они сохраняются. Все мы знаем о присутствии санкций, и кажется, это влияет на бизнес. Это так, но сухие цифры статистики говорят о том, что внешняя торговля продолжает расти как в сторону импорта, так и в сторону экспорта. Экспорт из России в последние годы растет большими темпами.

В частности, Сергей Кудрявцев рассказал о том, как можно использовать для бизнеса законы и правила такой страны, как Эстония, через которую можно выходить на европейский рынок.

— Мы используем юрисдикцию этой страны как точку присутствия российского экспортера, торгового дома, с помощью чего можно получить дополнительные опции в плане финансового регулирования, налогово-таможенного регулирования, которые позволяют получить доступ к европейским инструментам. Итог — повышается конкурентность. Эстония — одна из немногих стран Европы, которая имеет нулевой налог на прибыль. Она позиционирует себя как тотальная электронная среда, что исключает субъективный фактор контроля и надзора со стороны всех регуляторов, присутствующих в бизнес-моделях. Государство там относится к бизнесу лояльно, — отметил Сергей Кудрявцев.

Доклады, презентованные СГУ им. Питирима Сорокина касались факторов развития предпринимательства.

— Мы презентовали результаты исследования по факторам развития предпринимательства, сделали упор на такие механизмы, как поддержка предпринимательства со стороны государства, и обсудили существующие проблемы административных барьеров развития предпринимательства, — отметил руководитель Проектного центра финансовой грамотности и развития молодежного предпринимательства СГУ им. Питирима Сорокина, доктор экономических наук Ариф Шихвердиев.

Руководитель Департамента научной и проектно-инновационной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина Владимир Миронов рассказал об инструментах государственной поддержки развития исследований и разработок в высокотехнологичных отраслях экономики. Он пояснил, каким образом можно получить поддержку через открытый конкурс, регламентируемый Постановлением Правительства России по реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», конкурс по созданию инжиниринговых центров на базе вузов, а также об отборе регионов, имеющих право на получение субсидий на создание индустриальных парков и технопарков.

Также на семинаре обсудили проблемы применения информационных технологий при осуществлении международного бизнеса, использования страховых инструментов для международной кооперации.

В заключении участники пришли к выводу о необходимости развивать предпринимательство и экспорт российской продукции. Для этого, частности, нужно готовить предпринимателей с юного возраста, например, как это делается в Сыктывкарском госуниверситете в рамках проекта «Академия финансовой грамотности и молодежного предпринимательства» совместно с наставниками, в том числе с Союзом промышленников и предпринимателей Коми.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.