Два года назад, в декабре, на телеканале HBO вышла премьера фильма норвежского режиссера Ханны Полак «Something Better to Come» (Что-то лучшее должно прийти). Это история о жизни ребенка на мусорной свалке в России на протяжении 14 лет.

андрей паршуков

Журналистика, 1 курс

Юля, которая выросла на мусорке

Юля выросла в 20 километрах от Кремля на мусорной свалке в период, именуемый в России «нулевыми». Это ее дом: огромные кучи отходов, смрад и антисанитария. Вместе со своей мамой Таней Юля работает на нелегальный перерабатывающий бизнес. Плата за работу — денатурат (технический спирт, используемый в освещении). Там нет интернета, нет «рарных айтемов». Там никто не знает, кто «роняет запад». Там нет вообще ничего: ни воды, ни еды, ни крыши над головой. Только мусор, крысы и такие же бездомные. Жители свалки пьют талый снег и моются им. Спят на горах мусора во временных палатках. Едят картофельные очистки и гнилые яблоки. Связь с миром только одна: мерцающие виды многоэтажной Москвы, виднеющиеся с макушки мусорной башни.

Я хочу нормальной жизни. Не такой, как эта. Даже жизнью не назовешь нормальной. Хочу, чтобы семья была нормальной, мать перестала пить. Чтобы все хорошо было, не так, как сейчас.

Юля

Что-то лучшее должно прийти

Это фильм о том, как надо и не надо жить. Это история о семейных разборках, бесконечном алкоголизме, подростковой беременности и о слабом лучике надежды на светлое будущее. Ханна делала фильм почти 14 лет, снимая Юлю в разные этапы жизни. Начав снимать девочку в «мертвом» 2000-ом, она закончила работу только в «цивилизованном» 2014-ом. За это время в мире многое произошло: рождались дети, делались научные открытия, создавались новые лекарства. А Юля все еще жила на самой большой в мире свалке.

Это не просто документальный фильм. Полак использовала cinema verite, что делает просмотр фильма делом интимным, вовлекающим тебя всего в беспросветную антиутопию. С помощью своей камеры Ханна раскрывает все омерзительные таинства жизни бездомных людей. Да, здесь бесконечные попойки, брань и полное безразличие к завтрашнему дню. Но у них одно несчастье на всех, и это их роднит. Здесь разделенное горе и отчаяние обретают подлинную форму родства и общности.

Happy END

Юля боролась 24 года и смогла. Она по своей натуре борец. Вскоре закроют свалку, ее обитатели сгинут в небытие, а вместе с ними и заботы. И это не деградирующая Россия, это люди такие. Шанс выжить есть у каждого.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.