Летом уходящего года студенты Сыктывкарского университета отправились на семестр по программам обмена за границу. Сейчас путешественники уже сдали экзамены в других странах и вернулись домой. Корреспонденты медиацентра VERBUM пообщались с ними и подготовили цикл материалов «Наши за границей».

 

  

Софья Королькова

 

Второй курс

Институт иностранных языков

Педагогическое образование с 2 профилями подготовки: английский и французский языки

 

Университет Дебрецена. Венгрия

 

 

— Когда ты решила уехать учится по обмену? 
— В 2012 году на новогодних каникулах я отдыхала в столице Венгрии – Будапеште. Это была моя первая поездка за границу. Очень понравилось общаться с людьми на английском языке. Именно тогда поняла, что мой английский уже достаточно хорош, чтобы на нем обучаться. С тех пор я грезила об учебе в Европе. А в январе 2016, обучаясь на первом курсе, узнала от старосты, что Венгерская сторона предлагает 200 грантов российским студентам. «Судьба», - подумала я и на следующий день побежала в отдел международных связей. 

— Как бы ты охарактеризовала Венгрию? Какие люди там живут? Какое впечатление производит страна первоначально и потом? 
— В Венгрии с тобой все здороваются. Даже продавцы и уборщики в общежитии. Это приятно удивило. А сотрудники университета очень добрые и отзывчивые, в беде не оставят. Конечно, сначала было тяжеловато находиться вдали от дома и близких, но это вполне ожидаемо. Я была заранее подготовлена к этим трудностям с привыканием к другой жизни. 


Университет Дебрецена

  • Основан в 1538 году
  • 26000 студентов
  • Обучение бесплатно
  • 14 факультетов и 23 докторских школы
  • Более 1800 преподавателей
  • Фонд библиотеки более 6 000 000 книг

— Какие у тебя были впечатления от университета?

— Меня поразил главный корпус университета – очень красивое здание. Это самое старое высшее заведение в Венгрии. Университет имеет два основных корпуса: в старом находятся факультеты искусства, науки, информатики, медицины, музыки, а также ботанический сад, а в младшем - факультеты права и экономики. Еще там есть просто огромная библиотека. И, как я уже сказала ранее, все преподаватели и работники были очень добры ко мне. Много раз обращалась с просьбами и вопросами, особенно, когда только приехала.


«…основная цель была увидеть памятник Фредди Меркьюри и побывать в студии группы «Queen», поскольку я их преданная фанатка»


— В каких странах ты еще побывала? 
— Во время учебы за рубежом совершила еще путешествие − в Швейцарию. Съездила туда на поезде через Австрию и Германию. Папа находился в командировке в Швейцарии, и так совпало, что и у меня были выходные. Поэтому поехала к нему на два дня. Но основная цель была увидеть памятник Фредди Меркьюри и побывать в студии группы «Queen», поскольку я их преданная фанатка.

 

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день. 
— Процесс обучения в корне отличается от того, к которому я привыкла. Например, в пятницу было два занятия – британская литература и американская литература. Первое начиналось в 10 утра, второе – в двенадцать. Одно занятие длится 1 час 40 мин. План этих занятий примерно одинаков: сначала короткий plot test – тест на знание сюжета прочитанного произведения, включающий в себя три вопроса. Затем начинается беседа преподавателя со студентами. Иногда нам давали групповые задания. По американской литературе в течение семестра каждый должен был приготовить одну презентацию на определенную тему. Я рассказывала об Уолте Уитмене и его творчестве.

— Какие еще были предметы? И какие из них тебе по душе? 
— Каждый студент сам составлял список предметов, которые он хочет изучать. Мне была интересна американская и британская литература. По американской мы проходили Эдгара По, Натаниэля Готорна, Уолта Уитмена, Стивена Крейна. По британской литературе – «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, «Регенерацию» Пэт Баркер, «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф, «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Все книги доступны в режиме онлайн. Иногда преподаватель сам скидывал нам тексты на электронную почту.


«Что самое интересное − тут нет групп. Каждый студент сам создает свое расписание, и на каждом предмете он встречает разных ребят»


— Что тебе понравилось в обучении? 
— Все. И преподаватели, и предметы, и ребята, и сама система обучения. Главное, что здесь ты действительно раскрываешь весь свой потенциал.

Преподаватели всегда дают студентам высказать личное мнение, ответят на вопросы, постоянно следят за тем, чтобы каждый был включен в работу. Если у кого-нибудь возникают трудности с пониманием материала, то спокойно с привлечением примеров еще раз объясняют непонятную для студента часть.

Понравилось, что преподаватели часто использовали песни, отрывки из фильмов, разные видеоролики на своих парах. Занятия не были скучными.

— Есть отличия нашего и зарубежного образования? 
— Что самое интересное − тут нет групп. Каждый студент сам создает свое расписание, и на каждом предмете он встречает разных ребят. Еще у меня ни разу не было лекций.

Обычная структура занятия такова: сначала проверка домашнего задания, потом введение в тему, объяснение материала, беседа с учащимися и выполнение практических занятий. В середине семестра студенты пишут промежуточные тесты, затем им дается одна неделя на отдых. В конце семестра − итоговые тесты. В январе − сессия. К сожалению (или к счастью), я выбрала такие предметы, по которым нет экзаменов, только тесты. Иностранным студентам, приехавшим на стажировку, дают меньше предметов, чтобы они смогли освоиться, погулять по городу, сходить в музеи и т.д. В общем, чтобы у них было больше свободного времени.


Обязательно для посещения в Дебрецене:

  • Реформаторский собор
  • Парк Надьёрде
  • Музей Дери
  • Литературный музей Дебрецена

— Удалось ли за время обучения в Венгрии познакомиться с культурой страны? 

— На самом деле, нет. За такой маленький срок успеваешь только привыкнуть. Чтобы по-настоящему познакомиться со страной и ее культурой, надо оставаться здесь минимум на год, наверное. 

— С кем из студентов ты успела подружиться? Из каких они были стран? 
— В Венгрии я была всего три с половиной месяца, поэтому друзей найти особо не успела. Но знакомствами, разумеется, обзавелась. Моя соседка по комнате − из Македонии. Мы жили с ней вдвоем. Еще в общежитии познакомилась с девочкой из Найроби. Иногда гуляли втроем, ходили по магазинам, заказывали пиццу или смотрели фильмы. Все с кем я училась − венгры, поэтому похвастаться многонациональностью своих знакомств не могу. Но все они по-доброму относились ко мне. Даже между собой старались разговаривать на английском, чтобы я могла их понимать.

— А вообще были ещё студенты из России? 
— Нет, ни разу не встретила студента из нашей страны. Даже в общежитии кроме меня из России никого не было.


«…очень не хватало гречки, черного хлеба и семечек. Тут этого нет! А еще нет пельменей. Искала их по всему городу − так и не нашла»


— Чем ты занималась во внеучебное время?
— Читала, читала и еще раз читала. А что касается свободного времени, то я много гуляла по городу, ходила в аквапарк и в бассейн.

Население в Дебрецене почти такое же, как и в Сыктывкаре, − около 250 тысяч. Город очень уютный и чистый. Еще в середине ноября его начали украшать фонариками к Новому году и Рождеству. Что касается цен на продукты, то они почти такие же, как у нас. Ну, может быть, чуть-чуть выше. Раз уж заговорила о еде, то добавлю, что мне очень не хватало гречки, черного хлеба и семечек. Тут этого нет! А еще нет пельменей. Искала их по всему городу − так и не нашла. На самом деле это трагедия. Я так по ним соскучилась.

— В завершении, что бы ты пожелала студентам, которые собираются на обучение в Венгрию? 
— Не упускайте свои возможности! Смело поезжайте и получайте опыт! И возьмите с собой пельмени!

Материал подготовила Екатерина ОБУХОВА
Фото из личных архивов героини


Другие материалы цикла «Наши за границей»:

— Мария Шашкова. Финляндия

— Михаил Воловецкий. Норвегия